Фонд развития социальных инициатив

Aппарат Полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе

В Бурятии открылся крупнейший объект модернизации БАМ – Байкальский тоннель

28/07/2021

28 июля в Бурятии открылся новый Байкальский тоннель на Байкало-Амурской магистрали, соединяющий Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Строительство тоннеля выполнено в рамках мероприятий по модернизации Байкало-Амурской магистрали в соответствии с поручением Президента РФ Владимира Путина по развитию пропускной способности железнодорожной инфраструктуры в Восточном направлении.

Самое крупное сооружение программы модернизации БАМа и Транссиба находится на границе двух субъектов: восточный портал расположен в 52 км от города Северобайкальск, в Северо-Байкальском районе Бурятии, а западный – в Казачинско-Ленском районе Иркутской области.

Строительство объекта началось в 2014 году в условиях высокой сейсмичности района. Проходка была завершена 5 марта 2018 года. В окончании проходки тоннеля принял участие Президент России. Теперь новый Байкальский тоннель – одно из крупнейших искусственных сооружений России. Его длина составляет 6 682 метров. Высота породы над тоннелем достигает 298,4 метра.

«Новый Байкальский тоннель – ключевая часть проекта по расширению пропускной способности западного сектора Байкало-Амурской магистрали. Его запуск и строительство второго пути на участке «Дельбичинда – Дабан» позволят в 2,5 раза увеличить его провозную способность (с 13,2 до 32,4 млн тонн грузов в год), а пропускную – в пять раз, с 17 до 85 пар поездов в сутки. А по окончании полного комплекса работ на участке «Лена-Восточная – Таксимо» в конце текущего года пропускная способность участка будет увеличена с 16 до 20 пар поездов в сутки», – отметил Заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.

Комплекс первоочередных мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона ОАО «РЖД» реализует с 2013 года для ликвидации «узких мест» на железных дорогах Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока и обеспечения дополнительного объема перевозок грузов.

Системное развитие Восточного полигона железных дорог позволило в прошедшем году увеличить перевозку грузов в адрес дальневосточных портов на 8,6%, до 110,4 млн тонн. Провозная способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в 2020 году достигла 144 млн тонн. В ходе реализации проекта модернизации БАМа и Транссиба завершены основные работы на более чем 100 инфраструктурных объектах.

В 2020 году введено в эксплуатацию свыше 100 км дополнительных главных путей, открыты двухпутные вставки для движения на перегонах «Новая Чара – Кемен», «Холодный – Кичера», «Сюльбан – Наледный», «Киренга – Окунайский». Уложено более 20 км станционных путей на семи станциях и двух разъездах. Реконструировано 15 железнодорожных мостов. Сданы объекты локомотивного хозяйства, введены в эксплуатацию четыре тяговые подстанции, электрифицировано более 140 км линий.

При этом объём инвестиций в развитие инфраструктуры ВСЖД – инженерных сооружений, станций, локомотивного хозяйства – составил 62,8 млрд рублей. В рамках проекта модернизации было введено в эксплуатацию 30 объектов, в том числе открыто движение по трем новым разъездам, открыто движение по двухпутным вставкам на девяти перегонах. В Улан-Удэ реконструирован железнодорожный вокзал, на станции Лена – дом отдыха локомотивных бригад.

В 2021 году планируется построить и реконструировать 61 объект на Байкало-Амурской и Транссибирской магистралях. Это новые разъезды, вторые пути, тяговые подстанции. Объем инвестиционной программы в текущем году превышает 72 млрд рублей. Уже открыто движение по участкам второго пути на перегонах «Северобайкальск – Тыя», «Киренга – Бирея», «Киренга – Окунайский», «Дельбичинда – Дабан». Введены в эксплуатацию новые станционные пути на станции Северобайкальск, завершено путевое развитие станций Дельбичинда и Дабан, сдан в эксплуатацию разъезд Молчан.

Также в рамках инвестиционной программы на БАМе в Северобайкальске в 2020 году был сдан 27-квартирный жилой дом для железнодорожников. Это девятый многоквартирный дом, ранее жилые здания были построены в Таксимо, Новой Чаре, Северобайкальске и Усть-Куте. Рядом строится еще один дом с завершением в октябре 2021 года. До 2025 года пять аналогичных объектов будут сданы на станциях Таксимо и Новая Чара.

При этом при модернизации компания выполняет все экологические требования. Увеличение пропускных способностей магистралей не предполагает строительства новых железных дорог. Лесная просека, отсыпка земляного полотна на БАМе были сделаны 40 лет назад. Расчистка леса проходит только вдоль существующих железнодорожных линий. При этом проводятся компенсационные мероприятия по восстановлению лесного фонда: высадка саженцев деревьев, строительство очистных сооружений и рекультивация земель в полосе отвода. На местах установлены камеры видеонаблюдения, запись которых передается в систему экологического мониторинга министерства природных ресурсов и экологии России. Данные также будут размещены в открытом доступе в сети Интернет.