Фонд развития социальных инициатив

Aппарат Полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе

Навыки самопрезентации, часть 1

20/04/2023

Самопрезентация – навык, который в современном мире нужен всем, а не только медийным личностям. Это умение пригодится при знакомстве с новыми людьми, на собеседовании и при презентации результатов своей работы. Проще говоря, это умение контролировать впечатления, которые появляются у вашего собеседника/аудитории как при личном общении, так и при виртуальном. В более глобальном смысле самопрезентация нужна не только людям, но и организациям.

Какие приемы помогут правильной самопрезентации?

— Своевременная подготовка

Поскольку аудитория в каждом отдельном случае будет отличаться (цели взаимодействия между соискателем и рекрутером будут отличаться от тех, которые преследует компания при общении со своей аудиторией, которая может стать постоянным покупателем ее продукта), то и актуализировать информацию нужно в каждом отдельном случае. Данные, которыми вы собираетесь поделиться, также стоит отдельно адаптировать для ситуации: изучите контекст, при котором будет происходить ваше взаимодействие с аудиторией, и, исходя из него, определите, на что нужно обратить особое внимание, насколько долгим должен быть контакт. В некоторых случаях (например, если предстоит личное выступление) стоит при подготовке зафиксировать основные моменты – это поможет не растеряться в сложные моменты.

Кстати, информацию для самопрезентации стоит собирать заранее. Фиксируйте данные о удачных кейсах, личном опыте, интересных моментах. Так будет проще готовиться к непосредственному контакту: не нужно будет судорожно вспоминать, что и когда произошло, поможет конспект.

— Решите чужую «боль»

Самопрезентация в формате, когда рассказывают о том, что человек/организация – хороший и замечательный, имеет право на существование, но особо эффективной ее не назовешь. Поскольку самопрезентация направлена на выстраивание вашего образа в глазах других людей, то и ориентироваться нужно на их интересы. Расскажите, чем вы можете быть полезны другим, какие ваши компетенции или навыки могут им понадобиться и какие вопросы помогут решить. Подготовка поможет и в этом.

— Добавьте эмоций

Перебарщивать не стоит, но эмоциональная деталь поможет вам сблизиться с вашей аудиторией. Во-первых, эмоции способствуют запоминанию информации, во-вторых, так аудитории легче «примерить» ситуацию на себя и соотнести информацию с личным опытом, что повышает уровень доверия.

— Рассказывайте о своих принципах

Вашей аудитории стоит знать о том, на что вы ориентируетесь в своей работе. Человек может рассказать о своей позиции, которую он отстаивает, компания – о миссии, которую реализует. Если они созвучны аудитории, то она будет относиться к вам с большим доверием, хотя совпадение не обязательно: честный рассказ о том, что вы последовательно делаете что-либо в соответствии со своими принципами, в целом может повысить уровень доверия.

— Не перебарщивайте

Не стоит кидаться из крайности в крайность. Это касается и предыдущего совета (если вы будете агрессивно пропагандировать свою миссию, это будет вызывать отторжение), так и в целом той информации, которую вы хотите донести. Не нужно рассказывать только об успехах, слишком позитивный образ может показаться аудитории наигранным. Рассказывайте о конкретных кейсах с примерами, говорите, что получилось хорошо, а что нужно было бы доработать, делитесь выводами из ошибок. Старайтесь подавать информацию так, чтобы ваша аудитория могла ей воспользоваться при достижении собственной цели (вспоминаем о необходимости помогать в решении «болей»).

— Не путайтесь

Если информация о вас, которая уходит вашей аудитории, противоречит тому, что вы сообщали раньше, это негативно влияет на уровень доверия. Чтобы этого избежать, стоит заранее определить, какой именно образ будет транслироваться, и придерживаться его.