Фонд развития социальных инициатив

Aппарат Полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе

Ошибки при работе с прессой

27/04/2023

Несмотря на смещение активности пользователей в социальный сети, СМИ по-прежнему остаются значимой площадкой. Взаимодействие идет в двух направления: не только журналисты запрашивают комментарии, но и эксперты могут выходить на связь – как напрямую, так и с помощью специальных сервисов. Но что делать, если ваши комментарии и ответы на вопросы не публикуют?

Отсутствие интереса

Первое – ваш материал попросту неинтересен. Отчасти это может быть связано с тем, что вы неправильно выбрали периодическое издание: оно может не заниматься тем вопросом, о котором вы рассказываете. Но иногда интереса нет в самом комментарии.

Возможные причины:

— он написан слишком официальным языком. «В соответствии с законом/указом № <…> от какой-то даты сообщаем вам следующее…. В отношении этого было принято решение… поэтому в свете вышесказанного» — читать такое, как правило, очень сложно. Такой язык характерен для официальных документов, а вот комментарии и ответы на запросы должны быть написаны более «человеческим» языком. Конечно, журналист может потратить время и расшифровать ваше послание, но не факт, что он это сделает.

— комментарий не несет ничего нового. Если представлена только уже известная информация, то смысла писать материал просто нет: любая журналистская работа должна содержать какие-то новые данные.

— информация запоздала. Журналистика – сфера с жёсткими дедлайнами, так что слишком долгие согласования могут привести к тому, что ваш комментарий просто уже будет не нужен, так как материал уже подготовлен к публикации или даже уже опубликован.

Продажи

Вопрос, актуальный скорее для частных компаний, а не для государственных организаций, хотя встретиться может все, что угодно. Когда эксперт, отвечая на вопрос или давая комментарий, слишком активно старается продать себя и свои услуги, постоянно рассказывая о них, это вызывает раздражение. Вспомните навязчивую телевизионную рекламу.

Пунктуальность

Как уже упоминалось, дедлайны в СМИ обычно довольно жесткие. Поэтому договоренности о времени стоит соблюдать. Если вы сообщили, что готовы предоставить ответ в течение двух дней, а прислали через неделю, то публикация не только не состоится, но и обращаться к вам за комментариями, скорее всего, уже не будут.

Правила поведения и требования

Не нужно требовать от журналиста нарушения редакционной политики издания. Например, многие издания следуют правилам русского языка и пишут официальные должности с маленькой буквы, хотя в официальных документах они начинаются с заглавной. В таком случае требовать от журналиста указать должность, как в документе, – некорректно (если только это не прямая цитата из этого самого документа). Кроме того, часто вопросы возникают при указании имени. В некоторых издания после цитаты могут указывать только фамилию, в другие – фамилию и инициалы. Если же вы будете настаивать, что нужно указать полностью имя, отчество и фамилию, то есть шанс, что публикация не состоится, а с вами разорвут отношения.

Аналогично с требованиями согласовать материал полностью перед публикацией – часто полностью согласуют только интервью, а вот в случае с комментариями – только цитату, которая пойдет в работу.

Также стоит помнить о границах и не быть навязчивыми, например, заваливать вопросами о том, подходит ли такой комментарий, когда его опубликуют, нужен ли еще один? Такая коммуникация требует только отвлекает и вызывает раздражение.